Шрифт
Размер шрифта
Цвет сайта
30 апреля 2025
ПРАЙМ-ТАСС, 15 октября 2009 года
По данным ФССН операции по страхованию жизни в
Таким образом, при том же количестве участников рынка их совокупная премия отдельно во
При сохранении опережающего темпа падения объёма премий над темпом снижения страховых выплат разрыв между премиями и выплатами будет сокращаться, что может обернуться повторением ситуации 2006 г, когда из-за перевода страховых портфелей, расторжения договоров и процессов по очищению от «схем» страховые выплаты превысили страховые премии. Это было началом нового этапа, когда начал развитие рынок страхования жизни в России.
Общее снижение спроса на страхование из-за экономического кризиса по-разному повлияло на страховщиков жизни:
ТОП-20 страховщиков жизни за 1 полугодие 2009 г.
Компании | Премии, тыс. руб. | Прирост премий, % | Выплаты, тыс. руб. | Прирост выплат, % |
АИГ ЛАЙФ | 1 342 318 | −22,8 | 736 988 | 267,2 |
Росгосстрах (система) | 781 682 | 30,8 | 179 351 | 113,2 |
Геополис | 380 000 | — | 143 647 | 6,7 |
Дженерали ППФ Страхование жизни | 369 369 | 46,3 | 52 115 | 126,4 |
Альфастрахование-жизнь | 351 910 | 56,0 | 44 160 | 295,2 |
Чулпан-жизнь | 349 501 | 16,6 | 120 972 | 9,8 |
Русский стандарт страхование | 316 986 | −77,2 | 24 373 | 79,9 |
Альянс РОСНО жизнь | 280 372 | 41,1 | 18 670 | 395,2 |
СОГАЗ-жизнь | 271 642 | −68,5 | 204 599 | −1,0 |
СИВ лайф | 244 388 | 412,6 | 20 463 | 770,4 |
Дисконт | 191 556 | −15,0 | 179 335 | −37,3 |
Авива | 188 883 | 274,0 | 144 410 | 33097,7 |
Ренессанс жизнь | 181 565 | 12,3 | 14 101 | 362,2 |
Россия ОСЖ | 164 366 | 18,5 | 57 372 | 309,9 |
Сожекап страхование жизни | 153 549 | −35,0 | 7 782 | 1469,0 |
Ингосстрах-жизнь | 153 328 | 46,1 | 35 025 | 257,0 |
НСГ Страхование жизни | 127 432 | 19,1 | 32 117 | 243,7 |
Колымская | 122 373 | 8,6 | 50 223 | 9,2 |
Эрго жизнь | 99 430 | 55,9 | 2 987 | — |
АСКО-жизнь |
90 671 | −19,1 | 107 210 | 3,8 |
Структура рынка страхования жизни
Официальную структуру рынка страхования жизни, представленную согласно данным ФССН*, не следует воспринимать как единственно возможную: каждый из сегментов рынка может подразделяться, как минимум, на несколько частей. На практике составляющими сегментов рынка страхования жизни являются индивидуальное долгосрочное страхование жизни, страхование жизни заемщиков, корпоративное страхование физических лиц за счет средств работодателя. В сегменте «Страхование на случай смерти, дожития или иного события» также можно выделить краткосрочное страхование жизни.
По нашим оценкам индивидуальное долгосрочное страхование жизни занимает самую высокую долю в сегменте «Страхование на случай смерти, дожития или иного события» — до 54 проц и в сегменте «Страхование жизни с условием выплаты ренты, аннуитетов и т.д.» /62 проц/. В сегменте пенсионного страхования доля индивидуальных программ близка к 0: пенсионное страхование в настоящий момент существует благодаря исключительно корпоративным клиентам.
Объём премии по классическому индивидуальному (накопительному) страхованию жизни составил в
Более того, новые страховые продукты по страхованию жизни и активизация собственных сетей продаж позволили ряду компаний сохранить рост бизнеса по индивидуальному страхованию жизни: «Дженерали ППФ Страхование жизни» /прирост 46 проц к 1 п/г 2008 г/, «Росгосстрах-жизнь» /37,4 проц/, «СИВ Лайф» /рост в 5 раз/ и «Альянс РОСНО жизнь» /41 проц/.
Значительно и вполне ожидаемо сократился объем премии по страхованию заемщиков. У компании «Русский стандарт страхование», являющейся основным оператором этого рынка, премии уменьшились на 77 проц по сравнению с 1 п/г 2008 г. Представляется, что у страховых компаний, связанных с банками общими акционерами или учредителями, также должны были уменьшиться объёмы премий по страхованию заемщиков, однако отследить это с помощью статистики ФССН за 1 полугодие 2009 г пока невозможно.
Объём премии по корпоративному страхованию жизни составил 2,4 млрд руб, а прирост по сравнению с 1 п/г 2008 г 41%. Главными факторами роста премии в данном виде страхования являются резкий рост объёмов пенсионных программ кэптивных страховщиков, а также увеличение финансирования корпоративных программ универсальными страховщиками жизни. Кажущееся на первый взгляд странным столь «расточительное» поведение работодателей в период кризиса можно объяснить тем, что на практике страхование жизни за счет юридических лиц часто носит характер разрешенной законодательством оптимизации затрат страхователя и осуществляется в отраслях экономики, наименее страдающих от последствий мирового экономического спада.
*По непонятным причинам Федеральная служба страхового надзора не опубликовала данные о деятельности страховых организаций за 1 полугодие 2009 г в разбивке по страховщикам «за счет физических лиц» и «за счет юридических лиц». Таким образом, несмотря на то, что соответствующие данные присутствуют в официальной отчетности страховщиков, понять какую долю в доходах получает конкретный страховщик от продаж физическим лицам, а какую — от продаж предприятиям и организациям, на сегодняшний день не представляется возможным.